Культура и музеи

Архитектурная нарния, внутренняя интеллигентность и фуршетный бес
Студия театрального искусства, Культура и музеи, Москва

Студия театрального искусства  

Полина Ворон (Скляднева)
Полина Ворон (Скляднева)
литературный критик, старший редактор на телеканале «Россия — Культура»

Существование СТИ кажется крайне символичным. Скрытый от требовательного города театр и все пространство вокруг него, с березовой рощей и тихим двором, хранят историю. Начинается она в 1904 году, когда директор известной на всю Москву золотоканительной фабрики Константин Сергеевич Алексеев (навсегда оставшийся в искусстве как Станиславский) распоряжается открыть в одном из заводских зданий театр для рабочих. В «Студии» сохранили старые стены и огромные окна, оставили дубовый пол, своды Монье и медную проводку, кирпич внутри побелили, а фойе оснастили фабричными лампами. Здесь же — фотографии семьи Алексеевых как дань памяти, антикварная мебель, уже знаменитый шкаф с репертуарными произведениями и, наверное, главное место для зрителей после сцены — огромный стол, как на чеховских дачах, заставленный то яблоками (символом СТИ), то закуской Венички перед спектаклем «Москва-Петушки». Для меня СТИ всегда отличалась не потребительским, а созидательным отношением ко всему, что окружает и составляет театр: пространству, времени, зрителям, текстам, сцене. «Женовачи» всегда посещают родину автора, чье произведение находится в постановке. Наверное, внутренняя интеллигентность театра, без мещанского зазывания, позволяет создать такую домашнюю, но тонкую атмосферу.


1

ул. Станиславского, 21, cтр. 7, Москва
www.sti.ru

Музей Скрябина, Культура и музеи, Москва

Музей Скрябина  

Антон Белов
Антон Белов
директор музея «Гараж»

В этой уютной квартире, а теперь музее, cпрятанном в тихих арбатских переулках, в самом центре Москвы жил композитор Александр Скрябин. Здесь все хранит память о композиторе — уникальные интерьеры в стиле «модерн», личные вещи Скрябина, в том числе его рояль, обширная библиотека, несессер и первая «цветомузыка», родоначальником которой он был, — деревянный круг с лампочками, созданный по эскизу Скрябина для сопровождения цветомузыкального произведения «Прометей. Поэма огня». Уверен, что музей интересен не только любителям музыки, но и всем, кто интересуется архитектурой и бытом конца XIX — начала XX веков.


2

Большой Николопесковский переулок, д. 11

Галерея «Наши художники», Культура и музеи, Москва

Галерея «Наши художники»  

Владимир Раевский
Владимир Раевский
телеведущий

В районе Остоженки-Пречистенки вообще полно музеев, но, помимо Пушкинского и Дома фотографии, есть и малоизвестные галереи — притом с выставками мирового уровня. Одна из таких — «Наши художники». На ней регулярно экспонируются то собранный отовсюду Аристарх Лентулов (подобной выставки не делала даже Третьяковка), то гениальные советские плакатисты братья Стенберги. Все, что можно наблюдать в «Наших художниках», делается с огромным тщанием — причем во всем: от света до развески. Особенно эффектно это все выглядит, если завести в галерею человека, который не в курсе. Дверь открывают только после нажатия на звонок, внутри почти никого, а все, кто есть, очень вежливы и радушны. Вот только фотографировать нельзя, но теперь догадываюсь, что это не из вредности, а для пущей таинственности.


3

Сеченовский пер., 2, Москва

Дом-музей Василия Пушкина  

Татьяна Метакса
Татьяна Метакса
замдиректора Музея Востока

Я люблю ходить в гости по утрам. И по утрам я иногда захожу к Василию Львовичу Пушкину. Да, это вполне можно сделать, оказавшись на Старой Басманной. Крошечный деревянный домик, в котором несколько лет жил прекрасный поэт и дядя Александра Сергеевича, — настоящая машина времени. Я надеваю одну из моих старинных шляпок и иду по любимой улице в гости к поэту. При входе я обязательно оставляю свою визитку — рядом с воспроизведенными старинными карточками. Внутри все в точности как при Василии Львовиче, причем воссозданы не только интерьеры, но и сама атмосфера старомосковского гостеприимства. Особенно хорошо в гостиной: великолепные гравюры, портреты, мебель — тут полностью переносишься в Москву пушкинских времен. На улице уютный садик со скамейками. Вообще у нас на Старой Басманной удивительные места: через каждые несколько метров — красивые церкви, старинный сад имени Баумана. А напротив него — церковь Никиты Мученика, где Василия Львовича отпевали. Говорят, на ступенях этой церкви родился Василий Блаженный.

Многие ездят смотреть старую Москву в центр: на Пречистенку, к храму Василия Блаженного. Это все правильно, но я люблю проникаться духом старого города через его героев. Я прихожу к Василию Львовичу и думаю, сколько он сделал для племянника, как Александр Сергеевич прибегал к нему, какие тут были чудесные вечера с концертами. Эта мемориальная квартира — одна из самых живых в Москве.


4

Старая Басманная ул., 36

MSK Eastside Gallery, Культура и музеи, Москва

MSK Eastside Gallery  

Уиллиам Ламберти
Уиллиам Ламберти
бренд-шеф и ресторатор, основатель проекта UillToBe

MSK Eastside Gallery — одна их моих любимых галерей современного искусства в Москве. Мне нравится нью-йоркская атмосфера и стиль этого арт-пространства. Проект курирует замечательная интернациональная команда: американские братья-художники Зак и Джабах Кахадо и парижский галерист Уилдрик Батжес. Это настоящие профессионалы, которые всегда с удовольствием общаются с посетителями и вдохновенно рассказывают о галерее и выставках.

MSK Eastside Gallery Fabrika открылась в 2012 году на Бауманской, там выставлялись работы ярких молодых художников из России. А в начале 2016 года недалеко от моей работы (от ресторанов Ugolёk и «Северяне»), по адресу Леонтьевский переулок, дом 5, открылся второй филиал.

Мне очень нравятся представленные здесь работы: картины, инсталляции, граффити. Это интеллектуальное и концептуальное искусство, которое заряжает энергией и заставляет задуматься. Причем есть возможность увидеть работы не только молодых талантов из России, но и известных и перспективных зарубежных художников и фотографов. Меня особенно впечатлили выставки самого Зака Кахадо, парижанки Вирджинии Кайе и «Металлизм» Алексея Кузнецова. Классно, что вход в обе галереи бесплатный.

И расскажу вам по секрету: все картины и арт-объекты, которые выставляются в MSK Eastside Gallery, можно купить. Так что у каждого есть шанс приобрести работу будущей звезды!


5

Леонтьевский пер., 5, Москва (вт-сб с 11:00 до 19:00)
Переведеновский пер., 18, стр.10, Москва (по запросу)
www.mskeastside.com

Музей-усадьба Толстого, Культура и музеи, Москва

Музей-усадьба Толстого  

Залина Богазова
Залина Богазова
менеджер по связям с общественностью «Яндекса»

Я работаю на Льва Толстого. За этим каламбуром скрывается возможность почти каждый день посещать музей-усадьбу Льва Николаевича в Хамовниках. Здесь он прожил почти 20 лет и написал около 100 произведений, в том числе недооцененное «Воскресенье».

Меня с детства поражает то, что вещи переживают людей. В усадьбе я всегда с каким-то внутренним трепетом думаю о том, что растущие здесь деревья помнят Льва Николаевича. Когда на BBC вышла последняя экранизация «Войны и мира», многие писали, что она позволила воспринять героев романа как живых людей, а не виртуальных персонажей из школьной программы. То же самое я почувствовала к семье Толстых, посетив усадьбу впервые. Сотрудница экскурсионного бюро музея поделилась со мной, что как-то один из посетителей рассказал, как его прадед, выросший здесь неподалеку, забирался с мальчишками во двор, где зимой Толстые организовывали каток. А Софья Андреевна их гоняла. Такие бытовые истории меня всегда поражают и помогают осознать, что с точки зрения вечности, со Львом Николаевичем нас разделяет не так много времени.

Иногда я прихожу в сад в середине рабочего дня, чтобы отвлечься. Благодаря LTE здесь можно и поработать. Администрация в усадьбе довольно человечная: разрешают сидеть во дворе с напитками и едой, поэтому можно прийти с кофе из близлежащих «Дабл Би» или «Старбакса». Они расположены буквально через дорогу. Я рекомендую побывать в усадьбе ранним летом и осенью: в июне здесь цветут сирень и жасмин, а осенью все усыпано красно-желтыми кленовыми листьями. За 40 рублей в самом центре Москвы можно оказаться в спокойном саду, где ничего не происходит, и это прекрасно.


6

ул. Льва Толстого, 21, Москва
www.tolstoymuseum.ru

Галерея «На Солянке», Культура и музеи, Москва

Галерея «На Солянке»  

Александра  Верхошанская
Александра Верхошанская
актриса Электротеатра Станиславского

Галерея современного искусства «На Солянке» — маленькая, но очень дерзкая. Проект «Солянка ВПА» (видео/перформанс/анимация) посвящен искусству, которое движется, и для меня каждый поход сюда — неожиданный поток счастья, какого уже и не ждут от современного искусства.

Здесь проходят интереснейшие перфомансы, за последнее время я побывала на трех. В начале первого шведка Малин Каста ходила с мотками сена за плечами, я подумала: «Опять Россия, сено, скучно». Но после официальной части она разрезала мотки, пригласила всех к участию — и началось настоящее счастье. Мотки быстро превратились в стог, чего мы только не делали: прыгали и закапывались в сено, набивали каких-то чучел, швырялись соломой. Разом ожили ассоциации: детство, деревня, бабушка… Стереотип получил смысл через сопричастность.

В другой раз шведская кореянка Чуя Чиа застелила перфомативное пространство черным полотном, от которого отрезала куски и каждому подошедшему человеку кроила костюм. Возникал смысл: восточный человек с улыбкой шьет на тебе одежду и так отшивает весь мир.

Когда приходишь на перфоманс, надо скорей бежать к перформеру, пока нет очереди: тогда все, что задумано, он сделает именно с тобой. Так я поступила на третий раз. Финская художница Настя Саде Ронкко спросила: «Вы хотите что-то сохранить или с чем-то расстаться?» Я стала уточнять и постепенно поняла, что речь о татуировке, временной или постоянной. Нужно было поделиться воспоминанием, и оно ложилось в основу сюжета. Так я прямо там на глазах у всех сделала настоящую татуировку.


7

Солянка, 1/2, стр. 2 (вход с ул. Забелина)
www.new.solyanka.org

Музей Анатолия Зверева, Культура и музеи, Москва

Музей Анатолия Зверева  

Сергей Синяков
Сергей Синяков
кинокритик

Свиданиями с культурной Москвой (что бы это ни значило) я обязан своему другу-искусствоведу Сергею Соловьеву. Музей Зверева, где Соловьев кураторствует, — знакомство из приятных; надеюсь, наши чувства взаимны. Три этажа — компактно-просторные залы, чье устройство дает понять: по лучшим галереям Европы создатели поколесили немало и с толком. Крытая терраса на крыше — буфет. Наследие Зверева велико во всех отношениях (шедевры творились быстро и во множестве, произрастая порой из подручного сора вроде зубной пасты и сигаретного пепла), но не безгранично. Посему сменяемые экспозиции — это не только Зверев, но и родственное ему искусство вообще: в том, что над портретистами из Древнего Египта, Пикассо, Ван Гогом и Зверевым парила одна и та же муза, вы убеждаетесь на раз-два. На интеллигентно аранжированные живой музыкой соловьевские лекции стекаются как хипстеры, так и прекрасные дамы из иных эпох — без возраста и не обижающиеся, когда вас попутает фуршетный бес, на фирменное зверевское обращение «детуля». Сам мастер, как и положено бесприютному русскому гению, сильно пил, имел наклонность к юродству, жил и одевался в скромности, не сказать в бедности. В общем, вид имел такой, что вопрос о допустимости подобного индивида в это по-хорошему модное место — более или менее открытый. Меня пока пускают.


8

ул. 2-я Тверская-Ямская, 20—22, стр. 2, Москва

Дом Островского в Замоскворечье, Культура и музеи, Москва

Дом Островского в Замоскворечье  

Татьяна Гетман
Татьяна Гетман
куратор спецпроектов Третьяковской галереи

Я бесконечно люблю Замоскворечье, это мой родной район. Я постоянно его исследую, но только недавно открыла для себя потрясающую усадьбу, которая спрятана во дворе и как бы зажата между обычными домами. Памятник архитектуры начала XIX века в потаенной части Замоскворечья — это уютный дом-музей Островского, который любил район не меньше меня, современники даже прозвали его «Колумбом Замоскворечья». Деревянная постройка, где драматург прожил много лет, абсолютно меня очаровала. Она сохранилась в первозданном виде, и в интерьерах много оригинальных вещей, а реплики тонко воссозданы по рисункам и чертежам тех времен и неотличимы от оригиналов. Но главное — воссоздана атмосфера жилых пространств той эпохи, проходят музыкальные вечера в гостиной с роялем Островского. Интересно рассматривать его эскизы к пьесам и костюмам — создается объемное представление о том, как складывалась его карьера, литературная и театральная. А перед усадьбой есть потрясающий сад, очень большой и закрытый. Зимой тут красивые снежные ландшафты, а в теплое время постоянно что-то цветет, в глубине стоит скрытый от глаз памятник Островскому — очень атмосферное пространство, где хочется переносится в то время и читать книги. Кстати, у Островского есть цикл пьес «Замоскворечье» — советую прийти в этот сад с томиком, чтобы его прочитать и тоже влюбиться в этот район.


9

ул. Малая Ордынка, д. 9, Москва

Центр авангарда, Культура и музеи, Москва

Центр авангарда  

Ксения Духова
Ксения Духова
журналист

Полюбить Шаболовку без подготовки непросто. Шуховская башня закрыта, образцовый конструктивистский район двадцатых — со школой-гигантом, домами-коммунами, универмагом Мосторга и супрематическими кварталами пятиэтажек — превратился в тихую зеленую территорию без urbanity и экспериментального духа.

Но между Даниловским рынком и метро «Шаболовская» есть дверь в архитектурную нарнию для тех, кто любит Баухауз, ВХУТЕМАС и АСНОВА. Центр авангарда работает при библиотеке «Просвещение трудящихся» (в следующем году библиотеке сто лет). И это, конечно, проект не только про архитектуру, но и про советский авангард во всех проявлениях — живой, нервный, романтичный.

В какой момент перестаешь называть точный адрес и говоришь «ну, это... Хавско-Шаболовский жилмассив». Может быть, после дико крутой экскурсии на пяти трамваях. А может, после литературной прогулки по Шаболовке или пробежки мимо «Трех поросят» и крематория. Или с того момента, как сам клеил киноафишу к неснятому фильму Дзиги Вертова. Когда приходит время хармсовского «постоянства веселья и грязи», хорошо переждать его в надежном месте. Пойдете в это место — не забудьте детей, старые журналы, ножницы и клей, термос с чаем, еду с Даниловского рынка и наличные. Потому что с другой стороны дома — галерея «На Шаболовке», откуда вы почему-то выйдете с последним экземпляром редкого издания и сережками «Малевич». И пойдете дальше гулять по району в любую погоду.


10

ул. Серпуховский Вал, 24/2

Музей В.А. Тропинина, Культура и музеи, Москва

Музей В.А. Тропинина  

Маруся Лежнева
Маруся Лежнева
куратор образовательных и социокультурных программ в фонде «Образ жизни»

Я люблю Замоскворечье, а особенно переулки от полуразрушенной Кадашевской слободы, где от ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря остались еще реставрационные следы, а покосившийся забор и домики выглядят так, будто вынырнули из XVII века. Самым прекрасным местом здесь для меня стал Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Он находится в особняке конца XIX века, и как только ты вступаешь на его территорию, сам вдруг оказываешься на стыке XVIII и XIX столетий. В маленьком музее представлена прекрасная коллекция ДПИ и станковой живописи, собранная в советское время частным лицом — Феликсом Евгеньевичем Вишневским. А совершенно влюбиться в это удивительное место заставляет зал с миниатюрами, которые можно разглядывать бесконечно. Однако стоит помнить, что у них строгий режим. Миниатюры и рисунки должны отдыхать в темноте, и поэтому посетителям не разрешают быть в зале слишком долго, а заботливая смотрительница всегда выключает за тобой свет.


11

Щетининский пер., 10, стр. 1, Москва

Фонд In Artibus  

Никита Слинкин
Никита Слинкин
сотрудник МАММ

Фонд In Artibus — некоммерческая организация, учрежденная владелицей The Art Newspaper Инной Баженовой. В 2014-м она открыла собственное выставочное пространство на Пречистенской набережной. Утопический квартал «Золотой мили» до сих пор выглядит инородным телом в центре Москвы, однако утрированное западничество архитектурного проекта в данном случае лишь подчеркивает уникальность этого выставочного пространства для нашего города. Созданная на частные деньги и не преследующая коммерческие интересы галерея может позволить себе открывать очень интересные проекты. Так, лавируя между вездесущими концептуалистами и вновь актуальными соцреалистами, фонд представил выставки ярчайших Владимира Вейсберга, Бориса Касаткина и Михаила Рогинского, удивительным образом сохраняя атмосферу камерности, столь присущую советскому неофициальному искусству. Тщательно выверенная экспозиционная политика, практически полное отсутствие посетителей и прекрасно продуманное Евгением Ассом пространство делают посещение галереи отличным поводом для спокойной и тихой прогулки.


12

Пречистенская наб., 17, Москва

Выставочный зал «Наше наследие», Культура и музеи, Москва

Выставочный зал «Наше наследие»  

Муся Сарабьянова
Муся Сарабьянова
младший научный сотрудник ГИИ

Редакция журнала «Наше наследие» обитает в небольшом особняке ΧΙΧ века, в который приезжал во время работы над журналом его основатель — Д.С. Лихачев. Во дворе особняка скульптуры Лазаря Гадаева — Блок, Пушкин. Клумбы, скамеечка, Садового кольца не слышно. Летом весь особняк так увит виноградом, что с улицы двор почти не видно, а на балкон редакции солнце проникает только через густую листву. Выставляют здесь в основном современных русских художников, продолжающих традиции фигуративной живописи и скульптуры. Обычно тут почти никого нет, но на вернисажах можно увидеть много замечательных и не очень модных людей. Сюда стоит приходить тем, кто ценит тихое вдумчивое искусство и тоскует по старомосковскому духу.


13

1-й Неопалимовский пер., 4

Две галереи в Трубниковском, Культура и музеи, Москва

Две галереи в Трубниковском  

Юлия Провоторова
Юлия Провоторова

Известные московские галереи «Ковчег» и Open Gallery с недавних пор соседствуют в общем пространстве, в просторном подвале старого московского дома, неподалеку от кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате. У них разные авторы и репертуар: от русского авангарда и отечественных художников середины двадцатого века до живописцев и графиков новой генерации у «Ковчега», от концептуалистов, архитекторов-художников и других актуальных авторов старшего поколения до молодых у Open Gallery. Две галереи чередуют свои выставки, но качество экспозиций неизменно самое высокое, идите на любую — не ошибетесь. Сольные проекты и сборные тематические показы здесь — всегда тонкая и сложная кураторская работа. Главное не забыть посмотреть расписание работы пространства и мозаику на заднем фасаде кинотеатра «Октябрь» (со стороны улицы Большая Молчановка).


14

Трубниковский пер., 22, стр. 2, Москва

Скопируйте эту ссылку
Другие подборки в городе Москва
Беременные кариатиды, брутализм и Гонконг, Павлик Морозов и романтический лунатизм
Культура и музеи
Архитектурная нарния, внутренняя интеллигентность и фуршетный бес
Ром-баба в летающей тарелке, неслучайные книги без глянца, хамон и дедушкин чердак
Традиционный джаз и рок-импровизации, джем-сейшны и вид со сцены
Тиканье ходиков, письма Чаадаева, тайные концерты и люди, меняющие мир
Ракурсные снимки, вишневый сад, фазаны и питерское залипание
Жилые ячейки, институт проблем, полет Маргариты и ресторан, где подают время
Буржуазные пари, тренажеры МВД, индустриальный упадок и сенсорная депривация
Фалафель в бомбоубежище, бургеры в тапочках, битье тарелок и венецианское стекло
Лепка в камере хранения, прогулки в темноте и 50 оттенков фиолетового
Город профессий, ресторан ужасов, аквариум с аквалангистами и аэротруба
«Павлинье око», живописные изгибы и тихонько выпивать
Пролетарские дома для элиты, памятник Шуховской башне и пафос гигиены
Квартиры без номеров, реактор в усадьбе, любовницы Берии и присутствие лошади
Пустырь, который фонит, дореволюционное дно и косыгинский разлом в лопухах
Космическая пицца, панк-сервис и одни друзья кругом
Собор от автора мавзолея, Лизин пруд и кладбище московского дворянства
Сады и огороды для пикников и прогулок, с пинг-понгом, йогой, катками и фудкортами
Мультипликационный храм искусств, несостоявшийся дизайн-завод и книги с пирогами
Электронные унитазы, добрые пьяные вьетнамцы и новости с границы с Пакистаном
Спортивный урбанизм, тайное братство, травяные настои и никаких маньяков
Всепьянейший собор, пивная Яма, Люсьен Оливье и возлияния Есенина
Фавориты-соседи и виски с чаем, прогрессивная интеллигенция и лестница со стихами