Александровская колонна

Проект стоящей в центре Дворцовой площади Александровской колонны принадлежит Огюсту Монферрану. Два года сотни каменотесов обрабатывали тут гранитный монолит, привезенный из-под Выборга. Открытый 30 авгус­та 1834 года памятник демонстративно выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Впрочем, оба монумента — парафразы колонны Траяна в Риме. Петербургскую колонну венчает бронзовая фигура ангела, попирающего крестом змею,— символ победы добра над злом. Считается, что скульптор наделил небожителя чертами лица Александра i. Фигура эта опять же намеренно чуть выше, чем Наполеон на Вандомской площади. На той стороне пьедестала, которая обращена к Зимнему дворцу,— аллегорические фигуры мужчины (Неман, западная граница империи до 1812 года) и женщины (Висла, граница после победы над Францией),рядом — изображения старинных русских доспехов: шлем Александра Невского, латы царя Алексея Михайловича, кольчуга Ермака, щит Вещего Олега, прибитый к вратам Константинополя. Все военно-патриотично и соответствует государственной идеологии. Николай I безумно гордился тем, что со времен Петра Россия не знала больших военных поражений. Многие его современники, однако, относились к монументу скептически. Ходила рискованная шутка: «Столб столба столбу». Пушкину приписывали: «В России дышит все военным ремеслом,/И ангел делает на караул крестом».