Бани-бассейн завода ЗИЛ

Город в городе, бассейн в футляре и окна как в готическом соборе
Гид Афиши-Мир
Бани-бассейн завода ЗИЛ
©

Александр Андриевич

Александра Селиванова
Александра Селиванова
директор Центра авангарда

Я всегда думала, что любить архитектуру авангарда — это что-то само собой разумеющееся. Казалось, в детстве любишь модерн, потом взрослеешь и начинаешь понимать, что живешь в городе реализованной утопии 1920-х. Эти осколки авангарда невозможно не беречь и не любить. Но выяснилось, что все иначе, и даже братья-архитекторы, сидевшие с тобой в бывших аудиториях ВХУТЕМАСа, не дрогнув, будут проектировать неосталинские элитные дома на месте конструктивизма. Как объяснить хотя бы им, что эти грязные, изнасилованные кирпичные и бетонные фабрики-кухни, клубы и жилые дома — настоящая архитектурная и социальная революция, повлиявшая на мировую архитектуру ХХ века? Что делать, если даже символ Москвы — Шуховскую башню — хотели демонтировать и собрать из новых материалов на другом месте? И есть ли шанс выжить у менее известных памятников, если даже дом Наркомфина и дом Мельникова до сих пор разрушаются? У меня нет рецептов — наверное, нужно просто ходить, смотреть и пытаться увидеть за надстройками и керамогранитом, за алюминиевыми рамами и слоями штукатурки манифесты советских архитекторов, поразивших весь мир.


Вокруг новых корпусов завода АМО-ЗИЛ в 1920-е годы возник город в городе: жилые дома для рабочих, школы, техникум — и наконец, огромные бани. Точнее, целый комбинат гигиены: купальня с баней, парными и мыльными отделениями, парикмахерской и врачебными кабинетами в форме самолета.

Автор проекта Сергей Панин придумал необычную конструкцию — поднял чашу бассейна на железобетонные опоры над вестибюлем так, чтобы можно было следить за состоянием дна. Кроме того, конструкция независима от внешних стен — по сути, железобетонный бассейн вставлен внутрь кирпичного футляра. В сторону ТТК обращены два полукруглых выступа-башни. Внутри них еще одно остроумное изобретение архитектора: над лестницами, наверху полукруглых объемов — огромные цистерны с водой, которые компенсировали слабый напор воды в трубах. По сути, это две водонапорные башни. Клепаные железные баки посетителю не увидеть, как невозможно проникнуть и в подвалы, где кое-где сохранилась декоративная облицовочная плитка и баки для фильтрации воды. Зато можно по достоинству оценить грандиозный интерьер с открытыми фермами перекрытий, высокими окнами, скульптурами — спортсменом и копией ныряльщицы из ЦПКиО, вазонами на лестницах и остатками декоративной плитки.

Несмотря на некоторые изменения, торжественное ощущение «храма гигиены» здесь сохранилось, в первую очередь благодаря эффектному свету из высоких окон в торцах здания. Когда-то в бассейне проводились первые соревнования советских ватерполистов, а сейчас здесь активно занимаются синхронисты. Что, впрочем, не мешает любому посетителю примерить на себя пафос гигиены и здоровья эпохи авангарда.

Впервые я попала сюда, когда готовила экскурсию «Автопробег по авангарду» — и была потрясена. Купила абонемент — чтобы ощутить на себе, каково это, плыть под такими фермами и окнами, как в готическом соборе… А когда мы с Ильей Старковым из проекта «Тогда» решили запустить серию книг «Незамеченный авангард», у меня не было сомнений, что начинать надо с этого здания.

Автозаводская yл., 21, Москва foktorpedo.ru