Эрмитаж

Об основании Эрмитажа есть сен­тиментальная легенда про «Снятие с креста» Рубенса, обнаруженное случайно в некой кладовой императрицей Екатериной II: факт-де обретения шедевра впечатлил самодержицу, и она решила завести собственный музей. Есть и другие версии покупки весной 1764 года первого эрмитажного собрания — 225 картин, в основном голландцев и фламандцев,— у берлинского купца Гоцковского. Как бы то ни было, благодаря крупным закупкам императорская коллекция очень быстро росла: уже каталог 1783 года упоминает 2658 полотен. Потребовалось расширять отведенные под искусство площади, и возник нынешний музейный комплекс, включающий помимо Малого, Большого (Старого) и Нового Эрмитажей, построенных специально для коллекций, также саму резиденцию императоров — Зимний дворец, прогулка по залам которого — достойный повод для отдельного визита. В 1990-е годы частью музея стало и восточное крыло Главного штаба. Хотя изнутри Эрмитаж производит впечатление труднопостижимого устройства, на деле все рационально. Первый этаж — обязательно древность. Если в Зимнем дворце это отечественная археология, скифское золото, неолит и бронзовый век Алтая и Кавказа, то в Новом Эрмитаже выставлена классическая античность: Греция и Рим, статуи, вазы, монеты,«Камея Гонзага» и сверхпо­пулярная «Венера Таврическая»,символ античности для России вообще. Второй уровень посвящен искусству Ренессанса, барокко и классицизма. На третьем этаже Зимнего дворца — продолжение истории европейской живописи (XIX — начало XX века) и экспозиции Востока: Индия, Китай, Иран. В Главном штабе — выставки.