Медный всадник

Памятник Петру, с легкой руки Пушкина получивший название Медный всадник,— главный символ города. «Мы все находимся в вибрациях его меди»,— утверждал Блок. Установка первого в России памятника Петру стала частью кампании, предпринятой Екатериной II для ук­репления своего положения на троне. София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, супруга Петра III,внука основателя Петербурга, в 1762 году возглавила государственный переворот — Петр III был низложен и убит, после чего волевая немка 34 года правила Российской империей под именем Екатерины II. Именно «матушка Екатерина» возвела культ Петра Великого в ранг государственной идеологии. Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, рекомендованный императрице Дидро и Вольтером, работал над бронзовым (а вовсе не медным) монументом с 1768-го по 1778 год. Торжественное открытие памятника устроили в 1782 году, к столетию восшествия Петра I на трон. Конь, вздыбленный царской рукой на обрыве гранитной скалы,— аллегория петровского переворота в русской истории. Клубящаяся под копытами змея олицетворяет противников реформы. На постаменте надпись: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Памятник этот характерен для классицистического Петербурга. По остроумному замечанию француза Кюстина,«фигура на коне ни антична, ни современна: это римлянин времен Людовика XV».