Музей-усадьба «Останкино»

Отправляясь на экскурсию в Останкино,нужно сверяться не только с часами,но и с календарем (музей открыт только в теплую пору года) и с синоптиками: при влажности воздуха выше 80% музей закрывается. После дождя даже музейному парку положено просыхать сутки — так что и сюда следует соваться осмотрительно. Музейщики дрожат за интерьеры: в усадьбе Останкино они уникальной сохранности. Когда граф Николай Петрович Шереметев подыскивал место для своего театра,выбор его пал на Останкино. Тогда оно было занято главным образом оранжереями,зато располагалось ближе к Москве,чем милое его папаше Кусково. Человек он был увлекающийся,более чем состоятельный и уж если решил строить театр,то — «святилище муз». Дворцовый театр (единственное в России и одно из немногих сохранившихся в Европе театральное здание XVIII века,вмещающее сцену,зрительный зал,интерьеры фойе,помещения гримерных,машинное оборудование) постепенно обрастал павильонами и галереями. Венец всему — дворец,построенный по проекту Виктора Бренны и Ивана Старова. Он целиком деревянный,но штукатурка создает впечатление каменного здания. Раньше в нем располагался Музей творчества крепостных. Теперь рабовладельческий привкус исчез — театральное фойе со скульптурами Кановы и Лемуана и пятью античными подлинниками ничем не напоминает о тяжелой судьбе дореформенного крестьянства. От театра остались немногие предметы реквизита,ноты с пометками крепостных исполнителей,коллекция музыкальных инструментов — в том числе арфа Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой,в замужестве графини Шереметевой. От дворца — золоченая и наборная мебель XVIII — первой половины XIX века,около двухсот торшеров,бра,подсвечников,канделябров,жирандолей,фонарей и люстр,коллекция русского портрета,графики и миниатюры XVIII–XIX веков,западноевропейского фарфора.