Национальный музей

Музейная площадь мала,но — верьте или нет — это крупнейший художественный музей в Швеции,с десятками тысяч экспонатов в каталоге. История коллекции уходит в XVI век,когда Густав Васа начал собирать картины и статуи в Грипсхольмском замке. Основатель королевской династии пытался быть на равных с прочими монаршими семьями Европы и спешно залатывал пробелы на культурном фронте. Придворных архитекторов и художников Васа выписывал из Германии и Голландии. Итальянскую часть коллекции увезла с собой в Рим,отрекшись от престола,королева-просветительница Кристина,а когда в 1697 году дотла сгорел замок Тре-Крунур,большая часть собрания оказалась утрачена. Однако после Тридцатилетней войны в дикое королевство попало такое количество трофеев — предметов искусства из Европы,что шведы волей-неволей прониклись. Основные вливания в коллекцию датируются XVIII веком: в 1740-х годах шведский посол в Париже Карл Густав Тессин скупал французов-современников,потом король-собиратель Густав III (от которого короне достался Античный музей) завещал Швеции свое собрание. Тут уж ничего не попишешь — пришлось создавать Королевский музей,это случилось в 1792 году,а в 1866-м был открыт нынешний дворец — уже как Музей художественный. Самое важное над монструозной лестницей — «Зимняя жертва» (1915) Карла Ларссона,изображающая языческое жертвоприношение в Старой Уппсале. Ларссон выиграл конкурс на оформление музея,но схитрил и написал совсем не то,что обещал в заявке. Вышел скандал: язычниками шведы выглядеть не хотели. В результате до 1992 года крамольная «Жертва» пылилась в музее в Лунде. На втором этаже — постоянная выставка,приношение шведской священной корове: все о дизайне. С 1930-х годов рассказ становится предельно подробным. Предшественники ikea. Предшественники предшественников — отдельная постоянная экспозиция «Дизайн в Швеции: 1500– 1740»,хитро продающая коллекцию прикладного искусства. Маршрут по картинной галерее короток и прост: от наследства Густава Васы,Ренессанса XVI века,через фламандцев (во главе угла — Рубенс),мимо стариков и старух Рембрандта,по Ноеву ковчегу из испанцев и итальянцев,где выделяются «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко,сквозь собрание французов XVIII века — к неизбежным импрессионистам. Изюминка музея — скандинавская живопись XVIII — начала XX века. Суровые фрескообразные пейзажи норвежца Педера Бальке. Жанровые работы родственника Клодтов финна Ээро Ярнефельта — на память об утраченных провинциях. «Портрет полярного исследователя Нурденшёльда» Георга фон Розена (корабль застрял во льдах,а полярник стоит на льдине,недвусмысленно вцепившись в бутылку) — в педагогических целях. В шведских залах — череда умиротворяющих пейзажей принца Евгения,жанровые работы Андерса Цорна,охотничьи сценки Бруно Лилльефорса и насыщенные цветом панорамные пейзажи Эушена Янссона. Под самой крышей обнаруживается экспозиция почитаемого в Швеции скульптора Юхана Тобиаса Сергеля (вторая половина XVIII — начало XIX века).