Педрера

Фасад из монжуикского известняка с фантастическими коваными решетками ра­боты Жужоля объединяет два комплекса овальных квартир, выстроенных вокруг двух овальных патио,— если в доме Батльо нет ни одного прямого угла, то во всей Педрере вообще едва ли сыщется хоть одна прямая. Росарио Мила, домовладелец, был одним из первых в городе автомобилистов, сначала Гауди планировал пустить вокруг обоих патио пандусы, по которым жильцы могли бы подъезжать к своим квартирам на машинах, но под конец ограничился паркингом в подвале — опять же первым в Барселоне. Ныне дом Мила принадлежит сберкассе Caixa de Catalunya,которой город обязан образцовой реставрацией шедевра. Часть здания открыта для публики — бутафорская квартира 1900-х годов (на любителя),выставочный зал, чердак с изобретательной системой опорных арок и крыша с видом на одно из немногих патио Эщампле, доступных туристу, совершенно невероятными печными трубами и вентиляционными шахтами, замаскированными под сказочную армию. Эти тотемические воины должны были охранять 12-метровую статую Богородицы, постаментом для которой Гауди видел все здание. ­Однако на разгар строительства пришлись беспорядки Трагической недели 1909 года, когда толпа громила и жгла церкви и монастыри, а анархисты танцевали на улицах танго, сжимая в объятиях мумии аббатов из оскверненных крипт. Испугавшись, что дом с гигантской Мадонной станет постоянной мишенью безбожников, заказчик статую отменил, а Гауди после Трагической недели отказался от всех мирских проектов и всецело посвятил себя Саграда-Фамилии.