Петропавловский собор

Со стороны кладбища Петропавловский собор выглядит как двухмачтовый корабль, который готовится отплыть на запад. При Петре успели возвести колокольню, стены и крышу самого собора, но отделали и освятили его уже после смерти императора. Архитектор Доменико Трезини взял за прототип римские барочные церкви и протес­тантские храмы Прибалтики. От Италии — декор, из Прибалтики — колокольня, пристроенная к основному объему. По сей день собор остается самым высоким зданием в историческом центре Петербурга — 122,5 мет­ра. В отличие от прежних русских храмов Петропавловский собор внутри имеет форму огромного, вытянутого с запада на восток зала. Мощные пилоны членят помещение на три одинаковых по высоте коридора-нефа. Через огромные окна — по три с каждой стороны — в собор льется солнечный свет, а по вечерам и в ненастье интерь­ер освещают люстры из хрусталя, синего стекла и позолоченной бронзы. Кирпич стен расписан под мрамор. Под сводами — 18 картин на евангельские сюжеты, созданных Андреем Матвеевым (главным портретистом Петра),Василием Игнатьевым и Георгом Гзеллем. И картины (в православных храмах их раньше не было),и обилие света, и сам характер церковного зала воспринимались в начале XVIII века как совершенно революционные — на грани оскорбления религиозных чувств. Дух Киево-Печерской лавры чувствуется в барочном иконостасе работы украинского архитектора Ивана Зарудного. 30-метровое сооружение не умещается в основном объеме собора, верхняя часть уходит в подкупольное пространство. Отдельные фрагменты иконостаса были вырезаны из липы и мореного дуба московскими мастерами. В соборе они монтировались, покрывались гипсом, рыбьим клеем, позолотой. В иконостасе 43 иконы московской школы. По бокам от царских врат изображены Богоматерь с младенцем (по преданию, имеющая портретное сходство с Екатериной I) и Иисус Христос в патриаршей митре и одежде русских царей. Перед иконоста­сом — кафедра, украшенная резными фигурами титульных святых, апостолов Петра и Павла, и царское мес­то — возвышение, на котором стояли во время службы императоры. Петр перенес из кремлевского Архангельского собора в еще недостроенный Петропавловский династическую усыпальницу Романовых. Первой в соборе была погребена его двухлетняя дочь Наталья. Под колокольней, рядом со входом, похоронены царевич Алексей, запытанный в крепости насмерть, его жена кронпринцесса Шарлотта и его тетка Мария Алексеевна, попавшая в опалу за участие в «заговоре» племянника.