Железнодорожный вокзал

В XIX веке на месте Раутатиентори собирались прокопать канал, который должен был соединить залив Тёёлёнлахти с Южной гаванью. Денег не нашлось, Венецией Хельсинки не стал, зато тут вырос железнодорожный вокзал. Если шведские короли, как правило, прибывали морем на Кауппатори, то русские цари добирались до автономии поездом. Сюда приезжали Хрущев и Брежнев, отсюда стартовал в Москву президент Кекконен. Первый вокзал появился в Хельсинки в 1862 году — стокилометровая ветка связала столицу с городком Хямеенлинна в озерной Финляндии. Первый паровоз назывался «Илмаринен» — по имени героя ­«Калевалы». За строительством железной дороги, как и за другими важными делами Финляндии, лично следил Александр II,в 1863 году он явился освидетельствовать вокзал. Восемь лет спустя было налажено сообщение между Хельсинки и Петербургом, и с тех пор поезда преодолевают границу без остановки: ширина колеи в Финляндии — 1,524 метра, как в России, а не 1,435,как почти во всей остальной Европе. Новый вокзал открылся в 1919 году. Здание из розового гранита, увенчанное тяжелой башней,— безусловно, главное произведение Элиеля Сааринена. Четыре мускулистых стража держат сферические лампы над головами прохожих, в самое темное время года, в декабре, эти лампы горят по 18 часов в сутки. Тяжелые двери со стороны площади открываются сами, только потяни,— к ужасу приезжих: слишком архаичным выглядит здание для подобных удобств. Внутри — просторное кафе Eliel с фресками Ээро Ярнефельта. Перроны и пути, а также небольшую площадку перед ними (финский нулевой километр) накрыли в начале 2000-х прозрачной крышей — и таким образом вписали вокзал в единый архитектурный комплекс с домом печати Саноматало и соседним отелем Holiday Inn.