Как выбрать свой первый квадракоптер

Эскадрилья смерти

Вы неизбежно разобьете свой первый квадрокоптер. С чего начать?

Использование для съемки квадрокоптера — вероятно, самый верный способ привезти из путешествия эффектные видео и фотографии. И если до недавнего времени коптеры, способные нести полноценную камеру, стоили астрономических денег, оставаясь привилегией состоятельных энтузиастов, то сегодня они становятся доступней, — и огромная аудитория ничего не подозревающих любителей получила приглашение в мир боли и разочарований.

На первый взгляд управлять коптером не сложнее, чем любой радиоуправляемой игрушкой: на пульте два рычажка, один отвечает за повороты и набор-снижение высоты, другой - за поступательное движение в горизонтальной плоскости. Но, проводя большую часть жизни на поверхности земли, мы имеем достаточно туманные представления о том, как обстоят дела там, наверху. Какой ветер на высоте двести метров? Как ощущается скорость на таком расстоянии от ближайших видимых объектов? Что будет с устройством, упавшим с такой высоты? Практика показывает, что новички, поднимающие коптер в воздух впервые, часто узнают ответы на эти вопросы, уже разбив его.

Олег Хажинский, владелец DJI Phantom и Team BlackSheep Discovery Pro:

Кодекс самурая предписывает «жить так, как будто ты уже мертв». Этот совет вполне применим и к владельцам радиоуправляемых летающих моделей, включая популярные сейчас коптеры. Вне зависимости от того, сколько денег вы потратили на новую игрушку, — пять или пятьсот тысяч рублей, отправляя коптер в небо, будьте морально готовы больше никогда его не увидеть.

В отличие от R/C самолетов и вертолетов, управление которыми требует предельной концентрации и многих часов тренировок в симуляторе, коптеры просты в освоении и доступны даже ребенку. Благодаря хитроумной электронике они способны самостоятельно висеть в нужной точке, поддерживать заданную высоту, возвращаться домой, садиться в автоматическом режиме, а некоторые — даже останавливаться перед препятствиями. Казалось бы, что может пойти не так?

Честно говоря, пойти не так может все. Вы случайно вставите уже разряженный аккумулятор или из-за сильного ветра он «умрет» раньше, чем вы ожидаете. Слабо затянутая гайка раскрутится от вибрации — и вы лишитесь пропеллера. Дохлые китайские моторы не справятся с ураганным ветром на высоте — и гаджет стоимостью в несколько средних зарплат медленно улетит в сторону финской границы, в тайгу, в неизвестность, в тартарары. По частоте 2,4 Гц пройдет помеха — и вы потеряете видеокартинку или, если все совсем плохо, канал управления. Потеряете коптер из виду, запаникуете, наделаете ошибок — и вот оно: несите веник и совок. Еще иногда коптер может просто упасть по непонятной причине, просто потому, что может. Как сказал в частной беседе кто-то из больших боссов телекома — «услуги связи носят вероятностный характер».

Есть ли способ научиться пилотировать, не рискуя техникой? Дело в том, что в плане управления «коробочные» коптеры за 5000 рублей и за 100 000 рублей различаются не так уж сильно. Стремясь сделать коптеры более доступными, инженеры упираются в способность передавать видео- и управляющий сигнал с коптера на достаточно большое расстояние. Дешевые «игрушки» передают сигнал на Wi-Fi, но из-за этого подвержены помехам от других Wi-Fi-сетей и устойчиво управляются на расстоянии до 50 метров. Самая распространенная категория – с ценами от 20 000 до 75 000 рублей, их радиус действия в прямой видимости уже переваливает за километр, а подкованный энтузиаст может увеличить эту цифру чуть ли не вдесятеро. И еще есть ноу-хау компании DJI, протокол Lightbridge, позволяющий передавать и видеосигнал высокого разрешения и сигналы управления на расстояние до 5 километров в прямой видимости и на 3 если между вами и коптером есть препятствия, но на нем работают лишь топовые модификации их квадрокоптера Phantom 3 и нынешний флагман, Phantom 4, цена которого выше 100 000 рублей. Зато, к примеру, барометр, позволяющий коптеру «чувствовать» высоту, есть сегодня даже в дешевых моделях, а управляющие платы дорогих агрегатов дают пользователю в основном преимущества, которые ощущаешь только набравшись опыта.

В конце концов, это попросту безответственно – не наработав навыки пилотирования, размахивать над головами ничего не подозревающих граждан ощетинившимся лопостями двухкилограммовым устройством. Как будущие летчики-истребители сначала тренируются на древних пропеллерных Як-18, возможно, и пилотам дорогих «коробочных» квадрокоптеров, прежде чем поднимать в небо сложные и опасные аппараты, стоит потренироваться с безвредными игрушками.

Мы провели эксперимент, взяв на тест три наиболее популярных модели недорогих квадрокоптеров, провели день с каждым из них и постарались оценить, какую пользу принесли нам эти часы налета.

Коварство и непредсказуемость

SYMA X5SW

Из-за дизайна, напоминающего дроны DJI Phantom, эта модель пользуется особенным успехом в отечественных онлайн-магазинах. Ирония в том, что даже за небольшие деньги сегодня можно купить намного более совершенный квадрокоптер. Да, X5SW делает все, что заявлено, — его камера исправно передает видео (правда, в смехотворном качестве) в мобильное приложение SYMA. Но уловка в том, что его электроника не позволяет самостоятельно поддерживать высоту. Это выражается, например, в том, что при движении вперед, когда вектор тяги направлен не строго вверх, а чуть в сторону, коптер SYMA, как настоящий вертолет, начинает терять высоту, и нужно немного «поддать газу», чтобы скомпенсировать этот эффект. Также он довольно неприятно по сравнению с одноклассниками «болтается» вверх-вниз, из-за чего, например, летать на маленькой высоте на нем получается через раз. Попытки летать, глядя не на коптер, а на сигнал с его камеры на телефоне, успехом не увенчались, но это верно и для остальных двух машин. Пережатое, бесцветное, передающееся рывками видео просто не позволяет понять, что и куда летит.

Вдоволь намучавшись с X5SW и несколько раз сняв его с окрестных деревьев, мы научились контролировать тягу и ждать от квадрокоптера любых сюрпризов.

Боль утраты

Lishitoys L6056

Держать в руках пульт от L6056 было немного неловко — китайские дизайнеры для пущей «доступности» сделали его по форме контроллера от игровой приставки. Кроме того, как мы ни старались, не смогли найти приложение, с которым можно было бы видеть передаваемое с камеры L6056 видео: QR-код с коробки, например, отправлял на китайский сайт производителя, где попросту не оказалось ни подходящей модели, ни возможности что-нибудь скачать. Зато крошечный L6056 отлично показал себя в воздухе: в полете стабилен, отлично удерживал положение, если «бросить» пульт, а подсветка на корпусе внятно позволяла понять, где у него перед, где зад.
К сожалению, из первого же дальнего вылета он не вернулся. L6056 набрал высоту метров в пятнадцать, ветер подхватил его, и к моменту, когда сигналы управления перестали достигать его приемника, коптер был уже над ближайшим лесом и с почти пустой батареей. Обычно квадрокоптер-игрушку ищут по испускаемому им сигналу Wi-Fi, просто играя в «холодно-горячо» через меню поиска Wi-Fi в смартфоне. Но когда мы достигли леса, крошечный коптер, по всей видимости, окончательно «сел» и найти его не удалось. Возвращались, мы, подсчитывая деньги, сэкономленные на полноценном квадрокоптере, который мы не угробили таким образом в тот день.

Романтика и риск

JXD Pioneer UFO

Pioneer UFO мы потеряли четырежды — и всякий раз его удавалось найти по сигналу Wi-Fi, предварительно отсмотрев запись с камеры, чтобы определиться с направлением поисков. Не включая запись, мы уже не рисковали отрываться от земли, ведь потеря предыдущего коптера началась с безобидной затеи подняться повыше и немного повисеть. Впрочем, — и мы это тоже быстро выяснили — передача видеосигнала обрывалась намного раньше передачи сигналов управления. Так что обычно, пытаясь спасти уносимый ветром или не слушающийся пульта близ высоковольтных линий коптер, мы улетали намного дальше радиуса, в котором он мог стабильно передавать видео, и поиски неизменно превращались в самостоятельное развлечение — этакие высокотехнологичные прятки, подперченные вероятностью не найти потерянный аппарат. Собственно, довольно быстро мы смирились с идеей никогда больше не увидеть коптер и поймали себя на том, что более дорогая модель нам нужна еще и для того, чтобы снова ощутить адреналиновый укол от страха его потерять.

Так или иначе, Pioneer UFO отлично управлялся, нареканий к его электронике у нас не возникло, а долю успешных вылетов на нем нам удалось наконец вытащить выше фронтовых 50%. Да, он, как и другие его одноклассники, слишком легкий и маломощный, чтобы можно было летать где-то кроме тихих полян в парках, видео с него настолько низкого качества, что и в Facebook не выложить, а батареи хватает от силы на 15 минут, но он определенно является отличным учебным снарядом для тех, кто не собирал радиоуправляемые модели и готовится к покупке настоящего «коробочного» квадрокоптера.

Похожие материалы